К сожалению, партнеры, которые четко выполняют договор, в наши дни встречаются нечасто. Стороны нарушают условия оплаты или поставки, установленные в соглашении. В этом случае вы вправе предъявить контрагенту свои претензии.
Как это сделать?
Если ваш партнер нарушил условия договора, это не значит, что вы должны оборвать с ним все деловые отношения и сразу же обращаться в суд. Прежде предъявите нарушителю претензию, которую, возможно, он сочтет справедливой и удовлетворит без долгого и муторного судебного разбирательства.
В претензии укажите контрагенту на его ошибки, в результате которых нарушены интересы вашей фирмы, и потребуйте их исправить. Претензию нужно составить в письменной форме за подписью руководителя организации или его заместителя.
Претензия должна быть оформлена правильно: содержать полное наименование как своей фирмы, так и фирмы-партнера, которая нарушила обязательства, а также необходимые реквизиты и почтовые адреса. В самом тексте изложите свои конкретные требования, а также обоснованный расчет суммы ущерба, который вы понесли в результате неправомерных действий контр-агента. Например, это может быть сумма штрафных санкций, которые должен заплатить ваш партнер за невыполнение своих обязательств. Непременно укажите в претензии конкретные пункты договоров, в которых предусмотрены данные штрафы, а также наименования и реквизиты документов, подтверждающих нарушения (товарно-транспортных накладных, актов приемки товаров по количеству, доверенностей и т. д.). Копии этих бумаг приложите к претензии, предварительно заверив их подписью руководителя фирмы.
Составив претензию, отправьте ее заказным письмом или вручите лично под расписку. Если вы посылаете претензию по почте, сохраните квитанцию о приеме заказного письма на тот случай, если впо-следствии все же придется предъявлять судебный иск.
Срок, в течение которого нужно предъявить претензию, различен для каждого конкретного случая и может быть установлен в федеральном законе или договоре. В любом случае он начинается с того момента, когда вы обнаружили, что соглашение нарушено. В течение определенного в законе или договоре срока ваш контрагент должен дать письменный ответ и сообщить в нем свое решение по претензии. Если он претензию удовлетворяет, то должен приложить к своему ответу банковское поручение на перечисление денег с отметкой об исполнении или поставить необходимые товары (оказать услуги).
Если вы получили отказ, полный или частичный, или вообще не получили ответа в установленный срок, можно обращаться в арбитражный суд. К исковому заявлению вместе с прочими необходимыми документами приложите почтовую квитанцию, которая подтверждает, что вы ранее направляли ответчику претензию, то есть приняли необходимые меры для досудебного урегулирования спора.
Как это учесть?
Чтобы учесть расчеты по претензиям, которые ваша фирма предъявила своим контрагентам, откройте к счету 76 субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Если ваш контрагент выполнил свои обязательства, но сделал это несвоевременно, он, согласно условиям договора, должен, как правило, заплатить определенные штрафные санкции (пени, штраф или неустойку). Такие санкции признаются внереализационными доходами той стороны, которой они причитаются (п. 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 3 ст. 250 НК РФ). В учете отразите их проводкой:
Дебет 76-2 Кредит 91-1
– начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и признанные им или присужденные судом.
Если ваш партнер выполнил условия договора в срок, но при этом вы обнаружили, что приобретенные товары испорчены или поставлены в меньшем количестве, сделайте в учете следующие записи:
Дебет 94 Кредит 60
– отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором величин;
Если суд признает вашу правоту, вам останется лишь дождаться от партнера недостающих ценностей или денег и оприходовать их на своем балансе. Если суд откажет во взыскании убытков с поставщика или транспортной организации, спишите недостачу проводкой:
– сторнирован НДС по реализации недостающих ценностей;
Дебет 62 Кредит 76-2
– отражена предъявленная покупателем претензия;
Дебет 76-2 Кредит 51 (50, 52)
– погашена задолженность по претензии;
Дебет 94 Кредит 41 (43)
– списана себестоимость недостающих ценностей.
Если виновник недостачи не был установлен или суд отказал во взыскании, ее сумму поставщику придется списать на убытки:
Дебет 91-2 Кредит 94
– недостача учтена в составе прочих расходов.
Подобные убытки уменьшают у поставщика облагаемую налогом прибыль (подп. 13 п. 1 статьи 265 НК РФ).
Пример
ЗАО «Актив» заключило с ООО «Пассив» договор о покупке 500 единиц товара на сумму 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. При приеме товара оказалось, что фактически поставлено только 400 единиц на сумму 94 400 руб., в том числе НДС – 14 400 руб.
Нормы убыли договором не предусмотрены. Себестоимость товара у «Пассива» равна 150 руб. за единицу. Обе фирмы считают НДС «по отгрузке».
Бухгалтер «Пассива» сделает в учете следующие записи:
Дебет 51 Кредит 62
– 118 000 руб. – получен аванс за товар;
Дебет 62 Кредит 90-1
– 118 000 руб. – отражена реализация товара по накладной;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 75 000 руб. (150 ед. x 500 руб.) – списана себестоимость товара;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС с отгрузки.
Бухгалтер «Актива» сделает в учете следующие записи:
Дебет 60 Кредит 51
– 118 000 руб. – перечислен аванс за товар;
Дебет 10-8 Кредит 60
– 80 000 руб. (94 400 – 14 400) – принят к учету фактически полученный товар;
Дебет 19 Кредит 60
– 14 400 руб. – учтен НДС.
Бухгалтер «Актива» составил акт о недостаче и выставил «Пассиву» претензию на сумму 23 600 руб. (118 000 – 94 400), потребовав вернуть эти деньги. «Пассив» признал претензию покупателя и перечислил необходимую сумму на счет «Актива».
В учете «Актива» бухгалтер отразил эти операции следующими проводками:
Дебет 76-2 Кредит 60
– 23 600 руб. – отражена недостача товара по накладной;
Дебет 51 Кредит 76-2
– 23 600 руб. – получены деньги за недостающий товар.
Бухгалтер «Пассива» сделал следующие записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 23 600 руб. – сторнирована реализация на сумму недостачи;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 15 000 руб. ((500 ед. – 400 ед.) x 150 руб.) – сторнирована себестоимость недостающего товара;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 3600 руб. (18 000 – 14 400) – сторнирован НДС по недостающему товару;
Дебет 62 Кредит 76-2
– 23 600 руб. – учтена претензия «Актива»;
Дебет 76-2 Кредит 51
– 23 600 руб. – перечислены деньги по претензии;
Дебет 94 Кредит 41
– 15 000 руб. – списана себестоимость недостающего товара.
Виновный установлен не был:
Дебет 91-2 Кредит 94
– 23 600 руб. – учтена недостача в составе прочих расходов.
Если вы обнаружили арифметические ошибки в расчетах контрагента, но уже перечислили деньги, вы также вправе предъявить ему претензию. В этом случае в учете сделайте следующую проводку:
Дебет 76-2 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
В определенных случаях вы вообще не сможете обратиться с иском в арбитражный суд, если не предпримете необходимые досудебные меры и не направите своему контрагенту претензию. Например, так произойдет, если условия договора нарушил перевозчик (п. 1 ст. 797 ГК РФ). В этом случае суд оставит исковое заявление без внимания (п. 2 ст. 148 АПК РФ).